Feature Canvas

Хочу рассказать об инструменте Feature Canvas, над которым работает Никита Ефимов, UX-архитектор, организатор UX-мероприятий в Санкт-Петербурге, да и просто хороший человек.  Канва упрощает проектирование отдельных фич продукта по всем канонам product design. Является самостоятельной моделью, не конкурирующей с lean canvas, как моделью запуска продукта, и business model canvas, как модели описания бизнеса. Это именно тот уровень, которого не хватало при работе с конкретными фичами, а не продуктом в целом.

Workshop

Канва не была придумана за один день. Никита работает уже довольно давно: текущая имеет версию 2.2. В начале ноября в Санкт-Петербурге Никита провел серию воркшопов, на которых показал, как с ней работать наиболее эффективно. На одном из таких воркшопов мне и удалось быть, а потому хочу рассказать об этом полезном инструменте.

Исходные тестовые данные. Есть продуктовая компания, которая поставляет для b2b корпоративный мессенджер. В него есть желание добавить функционал проведения голосований, чтобы догнать конкурентов.

Канва существует в двух видах: basic и full. Полная отличается дополнительным количеством полей. К каждому из полей канвы Никита сделал дополнительные подсказки, которые я и приведу в тексте, а также то, что мы сгенерили для каждого блока модели на воркшопе. Пункты приведены в порядке их желаемого заполнения.

Еще один момент. Любой канвас спроектирован таким образом, что не требует четкой структуры информации в своих блоках. Это инструмент design thinking, а не сухой инженерии. Поэтому не стоит зацикливать на представлении информации — лучше концентрироваться на смысле. Некоторые заметки в канвасе могут дублироваться в разных блоках — это нормально. Значит, что они подтверждаются в разных разрезах, а не являются выдуманными.

Basic Canvas

Ссылка на Feature Canvas Basic в полном разрешении и подсказки.

Описание идеи

В 2-3 предложениях опишите исходную идею.

Подсказки:

  • Не получается просто описать? Не получится и просто реализовать.
  • Можно пользоваться любым привычным форматом. Например, User Story.

5 почему? / зачем?

Необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос — «Почему? Зачем?», и искать ответы на этот вопрос. Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос.

Подсказки

  • Почему? Почему это важно? С чем это связано? По какой причине?
  • Зачем? С какой целью?

Важно

  • Старайтесь построить «дерево» первопричин

Методика «5 why?» — одна из самых сильных и бесящих моих коллег. Отличный инструмент для того, чтобы докопать до первопричин чего угодно. После её применения всегда отпадает ненужная шелуха, а молодые горячие продакты обливаются слезами от демонстрации несостоятельности собственных идей. Переходить к заполнению канвы нужно строго через этот блок.

Стикеры на примере не очень отображают смысл, который мы вкладывали в них на воркшопе, но «вы ж программисты», разберетесь =)

Проблемы

Какие пользовательские проблемы мы пытаемся решить?

Подсказки

  • Почему эта проблема для пользователей?
  • Откуда мы узнали о проблемах?

Если мы об улучшении продукта

  • Как давно об этих проблемах известно?
  • Как часто нам о них сообщают?

Контекстные ситуации

В какой момент времени люди сталкиваются с этими проблемами?

Подсказки

  • В каком контексте люди сталкиваются с проблемами (место, окружение, время суток и пр.)?
  • Что люди при этом делают и почему?
  • Есть ли при этом другие участники процесса? Как их затрагивают данные проблемы?

Ценность

Какую ценность мы приносим людям?

Подсказки

  1. Что людей не устраивает в текущем решении?
  2. Что им может понравиться в текущем решении?
  3. Что их может оттолкнуть от нового решения?
  4. Что им нравится в текущем решении?

Данная модель взята из книги Jobs-To-Be-Done компании Intercom, за которой вам стоит следить, если вы продакт, аналитик или маркетолог.

Возможности

Что нам может помочь или упростить реализацию?

Подсказки

  • Технические: текущая реализация, готовые решения, архитектурные возможности и т.д.
  • Интерфейсные: текущая реализация, легкость встраивания и т.д.
  • Пользовательские: привычки, навыки, опыт, ожидания и т.д.
  • Контекстные: место, время, окружение, устройство и т.д.
  • И другие: временные, ресурсные и т.д.

Ограничения

Что нам может помешать или усложнить реализацию?

Подсказки

  • Технические: текущая реализация, готовые решения, архитектурные возможности и т.д.
  • Интерфейсные: текущая реализация, легкость встраивания и т.д.
  • Пользовательские: привычки, навыки, опыт, ожидания и т.д.
  • Контекстные: место, время, окружение, устройство и т.д.
  • И другие: временные, ресурсные и т.д.

Что получается в итоге

Full Feature Canvas

Basic Canvas хороши использовать для мелких и некоторых средних фич, но для запуска многих средних и больших фич лучше использовать полную версию канваса. Одним из главных замечаний к версии basic было то, что в ней отсутствует пользователь, что усложняет само проектирование.  Поэтому в полной версии он, конечно же присутствует, как и дополнительный UX-контекст по нему в виде текущих привычек и указания задач пользователей.

Также, в полном канвасе присутствуют блоки, отвечающие за внедрение этой фичи: осведомленность, помощь и поддержка, цели бизнеса, метрики, ключевые активности. Канвас очень удобно разделен на две большие области (жирная пунктирная линия): область проектирования и анализа + область внедрения и наблюдения. Рассмотрим дополнительные блоки.

Ссылка на Feature Canvas в полном разрешении и подсказки.

Кого затрагивает?

Каких людей затрагивают данные проблемы?

Подсказки

  • Что характеризует этих людей?
  • Являются ли они основной целевой аудиторией на данный момент?
  • Как часто эти люди сталкиваются с описываемыми проблемами?
  • Насколько критичные последствия проблемы?

Текущие привычки

Как люди сейчас решают эти проблемы?

Подсказки

  • Решают ли эти проблемы вообще?
  • К чему они привыкли?
  • Что предлагают конкурентные решения?
  • Как долго люди пользуются конкурентными решениями (или нашим «проблемным»)?

Задачи пользователей

Какие задачи люди будут решать с помощью новой функциональности?

Подсказки

  • Какие из этих задач наиболее частотны?
  • Какие из этих задач наиболее важны?

Важно

  • Ни в коем случае не оперируем терминами интерфейса

Осведомленность

Как люди узнают о новой функциональности?

Подсказки

  • Ожидают ли они вообще её увидеть? Где ожидают увидеть?
  • Нужно ли как-то привлечь внимание к появлению этой функциональности?

Помощь

Нужна ли помощь для работы с этой функциональностью?

Подсказки

  • Какие в принципе могут возникать проблемы и ошибки?
  • В какой момент времени может понадобиться помощь: при начале работы и/или во время работы?
  • Что это должна быть за помощь: контекстная, раздел в справке, какие-то интерфейсные решения и др.?

Цели бизнеса

Какие цели преследует бизнес?

Подсказки

  • Почему важно реализовать данную функциональность?
  • Как скажется на бизнесе, если не реализовать данную функциональность?

Метрики

Как мы поймем, что достигли успеха?

Подсказки

  • Как мы поймем, что это принесло ценность пользователю?
  • Как мы поймем, что этим удобно пользоваться?
  • Как мы поймем, что достигли целей бизнеса?
  • Какого рода исследования нам нужны: качественные, количественные?

Данный пункт нужно воспринимать как acceptance and evaluation criteria, т.е. не только метрики, за которыми нужно наблюдать в процессе запуска фичи, но и цели успеха, выраженные в конкретных значениях этих метрик. Всё по SMART,  конечно же, как у чётких пацанов.

Ключевые активности

Что в итоге нужно сделать, чтобы принести ценность пользователям и бизнесу?

Подсказки

  • Какой минимальный набор проблем мы должны решить?
  • Какой минимальный набор задач должны поддержать?
  • Как мы можем дальше развивать данную функциональность?

В данном блоке на воркшопе мы отобразили только первую mvp-шную часть функциональности, а не фичу в полном виде.

Что получается в итоге

Общее восприятие

Повторюсь, сказав, что штука очень полезная. Видно, что Никита проанализировал кучу различных моделей (например, такую) и долго над ней работал. Саму Feature Canvas может использовать и модифицировать кто угодно и когда угодно — модель под лицензией криэйтив коммонс и бла-бла-бла, все это есть внизу самой канвы. Т.е. если будете её тырить или где-то презентовать, будет классно, если упомянете Никиту Ефимова, как автора.

В общем, какие я могу выделить плюсы этой модели:

  • Подходит для проектирования конкретных фич, а не абстрактных продуктов.
  • Разбиение канвы на область анализа и проектирования и область внедрения.
  • Основное внимание уделено проблеме НАХУА?
  • Одни блоки канвы из области проектирования «поддерживают» другие, т.е. могут содержать дубли или ту же информацию, только в другом разрезе. Это очень полезно для валидации идей. В Business Model Canvas или Lean Canvas, например, в каждом из блоков указывается «непересекающаяся» информация разного рода.
  • Не забыты acceptance and evaluation criteria.

Никита, еще раз спасибо за твой труд.

P.S. Помимо всего прочего у Никиты много крутых презентаций, которые можно посмотреть тут.