Цикл зрелости технологий (Gartner Hype Cycle)

Hype Cycle for Emerging Technologies_2014

Модель, предложенная компанией Gartner для прогнозирования и объяснения тенденций, связанных с появлением новых технологий. Модель показывает насколько перспективной является технология на основании степени интереса к ней со стороны общества и специалистов. Как правило, она используется при принятии решений об использовании той или иной технологии в бизнесе или инвестировании в бизнес, который использует эту технологию.

Цикл представляет собой график кривой, на которой точками отображаются позиция технологии. На оси абсцисс отображаются этапы во времени, которые проходят технологии. На оси ординат — уровень ожиданий от этой технологии. Точка технологии на графике может принадлежать одному из пяти типов в зависимости от прогноза зрелости конкретной технологии. Gartner выделяет следующие типы:

  • Меньше, чем через 2 года
  • От 2 до 5 лет
  • От 5 до 10 лет
  • Больше, чем 10 лет
  • Устарела до плато (obsolete before plateau)

Любая технология циклически проходит этапы своей зрелости, от рождения до стабильного коммерческого внедрения:

  • Технологический триггер (technology trigger). Технология зарождается. Начинаются обсуждения в среде специалистов с постепенной миграцией публикаций в общественную прессу. Появляются первые евангелисты. Некоторые технологии умирают на этой ступени.
  • Пик чрезмерных ожиданий (peak of inflated expectation). Общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным революционным ожиданиям. Появляются первые компании, которые пробуют внедрить технологию. Как правило, неудачные, но, благодаря новизне, технология становится популярной и вызывает бурные обсуждения в обществе.
  • Пропасть разочарования (trough of disillusionment). Выявляются недостатки технологии. В сообществе отмечается разочарование технологией, связанное с несоответствием ожиданиям. Не все технологии могут преодолеть пропасть, оставаясь в ней на долгое время или навсегда.
  • Склон просвещения (slope of enlightenment). Эффективный поиск решений проблем технологии. Технология преодолевает основные недостатки. Появляются первые коммерческие внедрения и стабильная аудитория. После успешных кейсов интерес общества начинает возвращаться.
  • Плато продуктивности (plateau of productivity). Технология переходит из разряда новой в обыденную. Внедрение технологии можно повсеместно наблюдать в рамках её бизнес-домена. Общество воспринимает технологию как данность, осознавая её реальные преимущества и недостатки.

Основная критика модели связана с тем, что о перспективности технологии судят по количеству положительных и отрицательных упоминаний о ней в обществе, а не некоторых объективных критериях, отображающих действительную эффективность технологии. Использование этой модели накладывает риск на того, кто её использует, что и подтверждают небольшое количество неверных заключений самого Gartner, сделанных при помощи этой модели.