Вкладки vs Боковое меню

Тут вот Энтони Роуз, сооснователь и технический директор Zeebox, приводит хороший кейс того, как они решали дилемму выбора типа навигации в своем мобильном приложении. Дилемму они свою решили однозначно раз и навсегда в пользу вкладок. И к этому замечательному кейсу я тоже хочу добавить свои пять копеек.

e4ae52a629b877a39b72ec88bef85826_i-1684

Наверное, любая компания, разрабатывающая мобильное приложение, решает проблему выбора типа навигации: боковое меню или вкладки. В свое время, когда я работал продакт-менеджером в LiveTex, мы также столкнулись с этой проблемой. Компания LiveTex предлагает сервисы для коммуникации между посетителями сайтов и их владельцами. Одним из главных инструментов является обычный чат в режиме реального времени. Мобильное приложение LiveTex предназначается для тех сотрудников компании, которые не могут в силу своих рабочих обязанностей находиться за рабочим столом на full time. По этим причинам, мы хотели оптимизировать мобильные приложения таким образом, чтобы сократить время обработки обращений операторами, чтобы ему приходилось меньше переключаться между различными разделами приложений. В один и тот же момент времени пользователь должен видеть только то, что ему необходимо именно сейчас. Поэтому мы хотели сделать лаконичный интерфейс, при работе с которым пользовательский опыт не сильно бы отличался от современных мессенджеров. Поэтому первым шагом на нашем пути было проанализировать все мобильные приложения крупных социальных сетей и мессенджеров, а также наших российских и западных конкурентов. И я даже нашел фоточку из instagram с описанием интерфейсов приложений и их навигации.

11117164_557877921021594_481631685_n

Задача по оптимизации интерфейса в мобильных приложениях как раз попала на то время, когда Facebook в своем приложении проводил A/B-тест варианта навигации. Поэтому у одних пользователей было боковое меню, а у других вкладки. В мобильном приложении LiveTex (по крайней мере на Android) изначально были вкладки, поэтому нам и пришлось изрядно пособирать кейсы успешных компаний, статистику результатов внедрения и user experience best practices в мобильной навигации. А вот такого замечательного кейса от Zeebox тогда еще не было. Но зато были другие, которые друг другу противоречили.

Но, как и любая технология, идея бокового меню уже прошла как пик завышенных ожиданий, так и пропасть разочарования, и вышла на плато продуктивности. Большинство компаний, вдоволь с ним наэкспериментировавшись, пришли к одному и тому же выводу: боковое меню реально снижает проникновение в использование функционала (как количества функций, так и частоты их использования). Оно прекрасно подходит к контентным приложениям, когда пользователи потребляют предлагаемый им контент. Мобильное приложение LiveTex, с другой стороны, не является контентным, поэтому мы остановились именно на боковом меню. В результате, вкладки не стали отображаться постоянно, занимая место на экране и отвлекая пользователя от его прямых рабочих обязанностей в обработке обращений. Я не смог найти скриншоты лучше, поэтому прикладываю, какие есть.

mobile боковое меню

Сейчас с динамикой увеличения диагонали экрана смартфона, навигацию вкладками, наверняка, лучше оставлять, чем переделывать на боковое меню. Однако, если мы говорим о ситуативных приложениях (заказ такси, заказ пиццы и т.д.), или рабочих приложениях (обработка обращений, просмотр статистики и т.д.), боковое меню позволяет лучшим образом структурировать функционал и организовать навигацию. Так или иначе, подобная реализация всегда должна плясать от целей приложения, а не от best practices. Ведь если даже точно известно, что некоторый паттерн повышает какой-то показатель, как в кейсе Zeebox, но достижение этого показателя не является целью, то на хрена козе баян?!