Я, человек

c2tEwNQLr9Y-766x574

Посмотрел художественно-документальный фильм «Линкольн». Был очень удивлен, что президента играет тот же актер, кто играл и Билла «Мясника» Каттинга в филье «Банды Нью-Йорка» — Дэниел Дэй-Льюис. Настолько велик контраст. Наверное, нужно быть очень талантливым человеком, чтобы уметь играть таких разных персонажей. Было очень интересно наблюдать за ним в образе Авраама Линкольна. Не знаю, сколько в этом образе от исторического президента, но Линкольн в фильме меня поразил своей простотой, прямотой и невероятным всепоглощающим спокойствием. В его поведении и манерах нет даже намека на пафос или героизм. Иногда, он даже кажется весьма нелепым. О таком человеке вряд ли можно подумать, что он президент. Нация Америки должна быть очень гордой за то, что такой человек был её лидером.

Фильм показывает и другое. Он показывает пропасть. Огромную и глубокую вековую пропасть в сознании между американцами и нами, русским народом. Эти люди потом и кровью доказывали свою независимость, сражаясь за неё. Будь то революционная война XVIII, гражданская война XIX или политические войны за права XX веков. Американский, европейские и некоторые другие народы прекрасно осознают, что лишь они сами в ответе за то, каким курсом ведет их государство, т.к. государство и есть народ. «Правительство, созданное народом, из народа и для народа», — слова из геттисбергской речи Авраама Линкольна, произнесенной им при открытии кладбища жертв  гражданской войны.

Раньше, я нейтрально относился к периоду нашей истории, названному Советским Союзом. Мне казалось, что октябрьская революция была неким стимулом для застоявшегося царского строя. Да и лозунг революции был «за народ», а не «против царя». Мне казалось, что это своего рода война за человеческие права народа. Но оказалось, что мне это только казалось. Настоящая революция за права не может закончиться их почти полным нивелированием. Она не должна заканчиваться ГУЛагом. Выиграв большой ценой Великую Отечественную войну, сил на действительную войну за  свои права у русского народа уже не осталось. Коммунизм послужил раковой опухолью для России, но великим предупреждением для всего мира об этой опасности коллективизма, когда за решения отдельных людей, стоящих во главе государства, не несет ответственности никто. Ведь, по сути, во главе государства стояла партия. Однако, здравствуйте.

Фильм «Линкольн» окончательно уверил меня в одной мысли. Что только сам человек ответственнен за то, что происходит. Не обстоятельства. Не партия. Не другие люди. Только лишь он выбирает то, как он хочет жить. В основе всего должна стоять личность, или осознанный союз личностей. И вся история всех действительно цивилизованных стран есть тому доказательство. Россия к таким странам не относится. Русский народ еще не может осознать ту простую истину, что политики есть избранники народа. Что мы сами решаем, каким политикам быть, а каким нет. И это решение дает нам как право нашего голоса, так и конституция вместе с многочисленными федеральными и областными законами. Мы сами несем ответственность за то, что происходит. И если обычные граждане несут ответственность за то, какие политики стоят у власти в государстве, то президент несет ответственность за курс самого государства. Если чьи-то права ущемлены, будь то маленькие зарплаты учителей и врачей или некачественное образование, то ответственность лежит на президенте. И граждане имеют полное право спросить у него за его действия. Граждане, давшие президенту власть, должны иметь возможность у него её отобрать.

Коммунизм с его идеей коллективизма заразил разум людей, живших в тот период, что они сами — ничто, капля в море, винтик в механизме. Важен лишь народ. И это катастрофично. Это ужасно. Это аморально. То, что человек в здравом уме прекращает видеть в себе личность, не способен отделять себя от коллектива, начинает бояться высказывать свою точку зрения и в конце концов деградирует духовно до уровня робота, чье существование определяется другими, а не им самим.

Вся история Америки, духовные и гражданские революции Европы, современные революции в странах Востока и первичные идеи гуманизма есть доказательство того, что их граждане осознали себя как личность. Они борются с тем, чем недовольны потому, что у них есть на это права. И самое главное из них — право быть свободным. Право, дающее возможность самостоятельного принятия решения о том, как жить самому человеку. Великая нация не может существовать в условиях диктатуры, не важно в каком виде она выражена. Если личность видит смысл в ограничении себя по какой-либо причине — она должна сделать это осознанно и свободно. «Цивилизация в подлинном смысле слова  состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении желаний.». Ганди знал, что говорил.

Русский народ проливал кровь и удобрял своим потом землю. Но он делал это не ради себя, а ради других. Царь, император, партия, президент. Очень хочется дожить до того момента, когда русский народ станет это делать для самого себя и ради самого себя. Первый шаг к этому — это осознание самого себя как личность. И любая доктрина, противоречащая этому устремлению, является вредоносной. Будь то религия, политическая программа или массовая культура. Солженицын очень правильно заметил, что «когда кажется нам, что нас мало уважают, надо проверить, так ли мы живём». А в последние годы русский народ не просто не уважает собственное государство, он перестал уважать самого себя.

Мы должны измениться. Мы должны снова начать уважать себя и заставить это сделать других, начав с тех, кого сами же и выбрали — с политиков. Только наведя порядок у себя дома, заставив государство работать на нас, а не наоборот, мы сможем доказать всему миру, что та великая Россия, о которой все говорят, действительно существует. Нам нужно осознать, что мы сами творим свою собственную судьбу. И когда мы это осознаем, то как говорил Томас Джефферсон «даже сам бог не сможет защитить нас от нашей воли».